Для обследования использовала яркий, красочный материал. Результаты проверки показали, что большинство детей не могло из множества предметов выделить один предмет, порядкового счета не было. Счетные операции были не доступны. Дети не понимают вопроса - "Сколько?", не знают понятий "много, поровну, мало, больше, меньше". При проверке счета выяснилось, что психическое состояние детей с задержкой развития не соответствует развитию детей в норме, поэтому программа обучения снижена. Особенность ее заключается в том, что перед каждым разделом изучаемого раздела проводилась подготовительная работа, количество занятий по каждой теме значительно увеличилось по сравнению с массовой программой.
Воспитатель ставит задачу:В моей работе использовала разработки А. В. Белашинской; Игралочку и другой
материал, черпаемый из журнала "Дошкольное воспитание".
Также на уроках математики провожу с детьми опыты. Им нравятся занятия, на который вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия,
учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать
новые задачи и самостоятельно решать их.
А еще на уроках математики знакомила детей с элементарными экономическими знаниями. Сегодня экономикой интересуются все от мала до велика.
Ребенок по неволе встречается с экономикой, даже если мы его не учим этому. Уже в раннем возрасте он узнает, что такое "мое, твое, наше, обмен, деньги,
цена, дорого, дешево, заработать, продать, купить".
Дети лучше способны воспринимать экономические знания посредством игр, выполнение
практических заданий, решение задач.
Такие формы проведения занятий способствуют
лучшему ознакомлению детей с экономическими процессами, чаще всего встречающимися
в жизни людей, позволяют ввести ребенка в мир элементарных и в то же время важнейших
экономических понятий.
Выполняя задания на экономическую тему, решая математические
задачи, с экономическим содержанием, участвуя в играх, дети глубже познают сущность,
природу уже во многом знакомых им экономических проявлениях жизни.
В это же время благодаря играм, задачам, сформировавшимся у детей чисто бытовые представления
об экономике и ее связи с жизнью приобретают научную основу в следствии расширения,
систематизации, упорядочения первично приобретенных знаний. Игры позволяют детям
усвоить принципы разумного, логически обоснованного выбора, проявление тех или
иных предпочтений, что так необходимо в жизни, начиная уже с детского возраста.
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Вода - это жидкость, которая может принимать любую форму. | Узкая банка, широкая банка, блюдце, маленький пузырек, чайная ложка, вода. |
2 нед | Вода - это бесцветная прозрачная жидкость. | 2 одинаковых стакана, молоко, вода, картинка, цветные карандаши, квадратики из цветной бумаги. |
3 нед | Вода имеет свойство менять свой цвет. | Банка с водой, гвоздик на нитке, кисточка, акварельные краски, тонкая палочка. |
4 нед | Вода имеет свойство менять свою температуру. | Вода, блюдце, баночка, небольшой пузырек, тонкая прозрачная пластмассовая трубочка, кусочек пластелина. |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Переход воды из жидкого состояния в газообразное. | Пробирка, ломтик сырого картофеля, деревянная бельевая прищепка, вода, спиртовка. |
2 нед | Как получается дождик? | Холодное блюдце, столовая ложка, чайник с кипяченой водой. |
3 нед | Переход воды из жидкого состояния в твердое. | Блюдце и вода. |
4 нед | Температура воды | 3 одинаковые стеклянные банки, вода разной температуры: горячая, теплая и холодная |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Прозрачность воды и льда. | Вода, банка, картинка, формочка. |
2 нед | Свойство воды изменять свой вкус. | Стакан, кусочек сахара, чай и чайная ложка. |
3 нед | Есть ли воздух в воде? | Вода, банка, чайная ложка. |
4 нед | Есть ли воздух в кипяченой воде? | Банка, кипяченая вода. |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Снег - это замершая грязная вода. | Банка, снег, термометр, блюдце белого цвета, крышка. |
2 нед | Воздух занимает достаточно места. | Бутылка, воронка, бумага, пластилин, пластмассовая соломка, вода. |
3 нед | Давление воздуха. | Банка до краев наполненная водой, картонка, газета, воронка. |
4 нед | Где находится воздух? | Большая стеклянная банка с широким горлом, вода, акварель, баночка поменьше, тазик с водой. |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Свойство воздуха. | Тонкая бумага, газета, скорлупка грецкого ореха, пластилин, спичка с парусом, тарелка с водой, 2 один6аковых листа бумаги. |
2 нед | Сколько места занимает холодный и горячий воздух? | Бутылка с трубочкой, банка с водой, тряпка. |
3 нед | Сколько места занимает холодный и горячий воздух? | Яйцо, бутылка из под кефира, горячая вода. |
4 нед | Температура воздуха в разных частях комнаты. | Папирусная бумага, нарезанная змейкой. |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Свойство воздуха. | Стеклянная трубка, кусочек сырой картошки, палочка по размеру длиннее трубки. |
2 нед | Свойства воздуха присваивать запахи разных веществ. | Несколько баночек с плотными крышками, йод, долька чеснока, кусочек лука, лимон. |
3 нед | Сколько воздуха в воде? | Глубокая тарелка, банка и картонный кружок чуть больше горлышка банки, вода. |
4 нед | Нужен ли воздух для горения? | 2 огарка свечи, спички, стеклянная банка. |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Нужен ли для горения воздух? | Свечка, спички, бутылка без дна или стекло от керосиновой лампы, 2 граненых карандаша. |
2 нед | Воздух прогревает лучше меха? | 2 банки: большая и маленькая, 2 кубика, кружка горячей воды, 2 стаканчика. |
3 нед | Какая бывает почва? | 3 одинаковые пластмассовые емкости, поддоны, почва, песок, мелкие камешки, семена, вода. |
4 нед | Есть ли в почве воздух? | Банка с водой, комочек почвы. |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Есть ли воздух в почве? | Чистая, сухая жестяная банка, комочек почвы, спиртовка, чистое стеклышко. |
2 нед | Как создается плодородная земля? | Трехлитровая банка, просеянная огородная земля, речной песок, несколько дождевых червей и сухих прошлогодних листьев. |
3 нед | Можно ли в пустыне сделать почву плодородной? | Цветочный горшок, песок, горсть сухих листьев и травинок, дождевые черви. |
4 нед | Сравнение песка и глины. | Сухая и мокрая глина, сухой чистый песок. |
неделя | Название опыта | Оборудование |
1 нед | Свойство песка и глины пропускать и удерживать воду. | 2 банки, 2 воронки, песок, глина, вода. |
2 нед | Свойство песка и глины. | Банка с водой, полоска из ткани. |
3 нед | Свойство почвы. | Три пластиковые бутылки, черноземная глинистая и песчаная почва, марля, блюдце, вода. |
4 нед | Движение воды в почве. | 2 одинаковых кусочка стекла, резинка, спичка, блюдце с подкрашенной водой. |
ПР. СОД: закрепить с детьми геометрические фигуры, видоизменение геометрических фигур. Составление и решение задач. Развивать логическое мышление, внимание, память, воспитывать усидчивость.
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие по математики, мы с вами будем играть, петь песни, читать стихи.
А сейчас посмотрите, у каждого на столе есть свой конверт с ребусами, который состоит из геом. фигур, при сложении любой вам фигуры, будьте внимательны, соблюдайте цвет фигуры,
ее размер.
А теперь открыли каждый свой конверт и достали содержимое, еще раз напоминаю: "Будьте внимательны!"
(Дети работают с ребусом.)
Опрос: кто что сделал? Молодцы, ребята, все справились со своим заданием, а теперь сложите свои работы в конверт и положите на верхний угол с левой стороны. Молодцы!
Ребята, а сейчас давайте с вами вспомним кто какие знает стихотворения по математике.
"Котята" Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать Родились у нас котята Их по счету ровно 5. Мы решали, мы гадали. Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, два,3,4,5. Раз - котенок самый белый Два - котенок самый смелый Три - котенок самый умный А четыре - самый шумный Пять похож на три и два Те же хвост и голова Тоже пятнышко на спинке Также спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята - Раз, два, 3, 4, 5 Заходите к нам, ребята. Посмотреть и посчитать. |
"Сколько у меня игрушек?" Там, в углу, лежат игрушки, Отдыхают в тишине… 5 игрушек в день рожденья Подарили гости мне. Раз - ушастый серый зайка, Два - есть дудка у меня, Три - сейчас я покажу вам Черногривого коня. Бурый мишка мой - 4, Белка рыженькая - 5. Только всех моих игрушек Мне никак не сосчитать. |
Хорошо, а теперь сели на свои места и продолжаем занятие.
Ребята, а задачи вы умеете составлять и решать.
Слушайте меня внимательно:
Чтобы сварить вам кашу на ужин, мне нужна крупа, но весы на кухне поломались и я не могу узнать, сколько нужно взять крупы.
Помогите мне ребята:
У меня есть полиэтиленовый пакет, в него надо насыпать 2 бокала крупы, а у меня только один бокал, но есть еще и маленькая чашка. 2 таких чашки составляют один бокал
( показываю, как нужно измерить)
Дети решают устно задачу и на своих полосках каждый решает с помощью счетного материала.
Ребята, пришло время поработать и с палочками на логическое мышление.
Из квадрата с помощью 5 палочек выложить 2 треугольника.
Из 6 квадратов убрать одну палочку, чтобы получилось 5 квадратов.
ПР. СОД: познакомить со структурой задачи, которая состоит из двух частей: условия и вопроса. Учить давать точный ответ на вопрос задачи.
Закрепить знания о составе чисел первого пятка из двух меньших чисел. Учить составлять из имеющихся геометрических фигур новые.
Игра "едем в автобусах в мир математических знаний".
Предлагаю детям повернуться на право, затем налево, посмотреть вперед, а когда приедем, сказать водителю "спасибо".
Затем даю установку говорить медленно и четко.
Поставить на стол 4 одинаковые игрушки, попросить детей сосчитать их и закрыть глаза. Убрав одну (2,3) игрушку, предложить детям открыть глаза, определить,
сколько игрушек спрятано, и объяснить, как они догадались.
Сказать детям о том, что они уже учились составлять задачи, а сегодня узнают, из каких частей состоит задача и как называются эти части. Рассказать задачу:
"Сначала ставлю на стол 5 елочек (поставить) потом еще одну (поставить). Сколько всего елочек я поставила на стол?"
Предложить ребятам повторить задачу и отделить то, что нам известно, от того, что нам неизвестно. Что мы знаем? Уточнить, что это то, что мы знаем, это условие задачи.
Что же в задаче спрашивается? Предложить ребенку повторить вопрос: сколько всего елочек на столе? Уточнить, что этого мы не знаем, это то, что надо узнать, это вопрос задачи.
В каждой задаче есть две части: условие и вопрос.
Вопросы: Что мы придумывали? Что надо еще сделать, чтобы получилась задача? Какой вопрос надо поставить? Что мы сегодня узнали? (Мы узнали, что задача состоит из двух частей: условия и вопроса. В условии говорится о том, что мы знаем. А о том, что надо узнать, говориться в вопросе)
Физминутка
"Руки поднимаем, гири выжимаем"
"сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты"
Упражнение на внимание.
На логическое мышление.
Стоит береза, от нее отходят 4 большие ветки, а от этих веток - 4 маленькие ветки. На каждой ветке висит
по яблоку. Сколько яблок на березе?
Сколько у двух коров ног?
Сколько у четырех кошек хвостов?
Видоизменение геометрических фигур.
Достать из конверта фигуры,
рассмотреть их и разделить на две группы: влево все треугольники, а вправо -
четырехугольники. Задание: взять два больших треугольника и подумать, какие
новые фигуры можно из них составить. Сказать, какие фигуры получились и как
они составлены.
Задание: выбрать две любые фигуры и составить из них новые, а затем рассказать, как называются эти фигуры и как они составлены.
А сейчас, ребята, мы из мира "математических знаний" возвращаемся в детский сад. Вы были внимательны, правильно отвечали на вопросы, а букет из ромашек поставим в вазу в детском саду.
ПР. СОД: закрепить пройденный материал: счет в пределах 10; порядковый счет; уравнивание; сравнение; распознавание геометрических форм; поиск закономерности; пространственно-временные отношения. Развивать логическое мышление, речь, приемы умственных действий, быстроту реакций, познавательный интерес. Формировать навыки самостоятельной работы.
ПР.СОД: закрепить знания детей о днях недели, частях суток, временах года. Закрепить понятия и знания о смежных числах; о геометрических формах; цвете, путем зрительного диктанта. Упражнять в составе числа из единиц, в порядковом счете. Закрепить умение выкладывать предметы слева на право правой рукой. Развивать логическое мышление, внимание. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитание. Воспитывать усидчивость.
Вызываю ребенка (закрывает глаза) на ориентировку в пространстве (повернись на право, на лево, сделай столько-то шагов). Ребенок
открывает глаза и находит золотой ключик - это ключ в мир математических знаний.
- Сколько в году месяцев? Сколько времен года? Сколько дней в неделе?
Выставляю картинки - яблоки, спрашиваю, что это, какие по цвету, по величине, по форме. Сколько их? Сравнить. Как можно сказать одним словом?
Предлагаю детям закрыть глаза и посчитать звуки, а карточку поднять с кружочками на 1 больше или меньше.
Спрашиваю: Сколько у тебя на карточке кружочков и почему ты столько отложил? Какое число, больше или меньше и на сколько? Вызываю 4 детей
и предлагаю им выполнить движения на 1 больше или меньше .
- Ребята, а вы знаете сказку "Три поросенка"? кто помнит, как звали героев этой сказки? (Ответы детей.) Молодцы, правильно назвали их имена. Давайте сегодня совершим путешествие в эту замечательную сказку и отправимся в волшебный лес, где жили веселые братья - поросята, по волшебной дорожке. Я покажу схему нашего маршрута. (Схема дорожки.) А вы должны ее запомнить и выложить у себя на столе счетными палочками. Смотрите внимательно и запоминайте. (В течении 20 сек демонстрирую детям схему) Только те из вас, кто правильно выложит дорожку окажется в сказочном лесу.
(Дети самостоятельно выкладывают дорожку из счетных палочек, сидя за столами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.)
- Молодцы, всем удалось правильно выложить дорожку и добраться по ней в волшебный лес, где живут три поросенка. Сколько палочек пошло на строительство дорожки? (10)
(Педагог и дети переходят на ковер.)- Смотрите, что я нашла в лесу. (Показывает детям корзинку в которой лежат желуди и муляжи грибов, накрытые салфеткой.) Разгадайте шифр и вы узнаете, что лежит в корзине. (Показывает две карточки с цифрами и карточку с кодом.)
1 3 5 7 9 | 2 4 6 8 10 | 5 |
- Правильно, грибы и желуди поросята собрали себе на обед. Сами они побежали веселиться и играть. Давайте посчитаем, сколько здесь грибов и желудей. (9 грибов и 10 желудей) Сколько грибов и желудей достанется каждому поросенку на обед? Правильно, каждый поросенок сможет съесть по 3 гриба, а вот желуди поделить поровну им не удастся. Что же сделать, чтобы поросятам на обед досталось одинаковое количество желудей?
Все лето поросята резвились, веселились. Но вот нагрянула осень. Стало холодно, и Наф-наф сказал, что пора подумать о зиме. Он предложил всем вместе построить теплый прочный дом. Но Ниф-ниф и Нуф-нуф продолжали веселиться, распевая хвастливую песенку. Кто помнит ее слова?
Дети все вместе поют песню: "Нам не страшен серый волк"
- А в это время Наф-наф приступил к строительству своего дома из камней. Он нарисовал чертеж (показывает). Посмотрите внимательно и скажите из скольких геометрических фигур он состоит. Сколько четырехугольников на чертеже (7)?
Пока Наф-наф строил свой дом, Ниф-ниф и Нуф-нуф беззаботно играли
и задавали друг другу веселые вопрорсы. Сможете ли вы на них ответить?
Назовите 5 дней подряд, не называя чисел и дней недели.
На дубе висело 5 яблок, 1 упало в траву. Сколько яблок осталось на дереве?
Ниф-ниф выше Нуф-нуфа. Наф-наф выше Ниф-нифа. Кто самый высокий? Кто самый низкий?
Ниф-нифу 5 лет. Наф-наф на год старше его. А Нуф-нуф на год младше. Сколько лет поросятам?
ПР.СОД: закрепить знания детей о месяцах года, о частях суток, о последовательности дней недели. Упражнять в прямом и обратном счете, сравнении чисел. Тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов, определять пространственное положение предметов. Развивать память, внимание, логическое мышление. Продолжать формировать навык работы в коллективе, учить детей согласованным действиям при решении поставленной задачи. Дети садятся на свои места.
В-ль: